Рабочая программа воспитания для детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Очурский детский сад «Колосок»

УТВЕРЖДЕНА
приказом заведующего
МБДОУ Очурский
детский сад «Колосок»
от 29.08.2022 № 67

Рабочая программа воспитания
МБДОУ Очурский детский сад «Колосок»

с. Очуры 2022 г.
1

Содержание
1. Особенности воспитательного процесса в детском саду
2. Цель и задачи воспитания
3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
1. Особенности воспитательного процесса в детском саду

В МБДОУ Очурский детский сад «Колосок» (далее учреждение)
образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №
1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в
целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы учреждения
является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра
широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как
эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других
организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетноролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки,
игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное
внимание
уделяется
самостоятельной
деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей,
запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения,
самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от
имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные
часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем
воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников,
2

организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые
нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто
болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и
т.д.
Воспитательный процесс в учреждении организуется в развивающей среде,
которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных
условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет
не только количественного накопления, но и через улучшение качественных
параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной
надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности,
соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной
насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно
ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его
составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и
правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,
оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе является физическое воспитание и
развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной
организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов,
всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение
дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей.
Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности
малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный
возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов.
Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения
различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой,
самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на
формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и
навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к
детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных
умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении
детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
Для учреждения важно интегрировать семейное и общественное дошкольное
воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать
семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся
родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы,
3

тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных
форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды
(информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды,
фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников,
развлечений, походов, экскурсий и др.

2. Цель и задачи воспитания
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
Учреждении – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет
способствовать решение следующих основных задач:

развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного
развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными,
индивидуальными особенностями и склонностями;
4

формирование общей культуры личности, в том числе ценностей
здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
 развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
 организация содержательного взаимодействия ребенка с другими
детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических
ценностей и идеалов, прав свободного человека;
 воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
 воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения
разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной
культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
 объединение
воспитательных ресурсов семьи и дошкольной
организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи
и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание
ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и
образования детей.


3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы МБДОУ Очурский детский сад
«Колосок». Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Модуль 1. Творческие соревнования
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с
ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное
развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в
процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому
развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений;
5

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие:
сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в
художественных образах свои творческие способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это
продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают
все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся
и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя
общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок
получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель
учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями,
условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального
опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей
педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в
конкурсах.
Учреждение проводит творческие соревнования в различных формах,
например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения
творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной
работы.
Учреждение помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе,
консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в
подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и
возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть
терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную
помощь в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих
соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя важную
задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и
детском саду.
Модуль 2. Праздники
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка:
памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка,
для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его
нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности.
Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они
позволяют детям расслабиться и подвигаться.
6

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях
по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные
движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои
умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки,
которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким
образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то
или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный
стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить
представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с
другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки
своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то
проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого
педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он
общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники в ясельных
группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление
родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во
время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило,
не допускается.
Учреждение организует праздники в форме тематических мероприятий,
например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день
Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника
определяется календарным планом воспитательной работы.
Модуль 3. Фольклорные мероприятия
Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но
существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского
сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего
народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками,
многообразием стран и народов мира, их обычаями.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и
сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки».
После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития
событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой.
Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется
календарным планом воспитательной работы.
7

Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны
учитывать важность поисковых действий и предварительной работы,
построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и
дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки
(игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных
деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.). Дошкольнику
не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных
карточек», изготовлении игрушек.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к
воспитанию и развитию дошкольников:
 формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
 раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
 социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных
видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности
детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в детском саду воспитательной работы
осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и
последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой
образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
 принцип
приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и
педагогами;
 принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
8

принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание
того, что личностное развитие детей – это результат как социального
воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными
объектами анализа организуемого в детском саду воспитательного процесса
являются:


1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями с последующим обсуждением его
результатов на заседании педагогического совета.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание
педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и
почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со родителями,
педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании педагогического совета.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:





качеством проводимых общесадовских мероприятий;
качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
качеством организации творческих соревнований, праздников
фольклорных мероприятий.

и

Итогом самоанализа организуемой воспитательной является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».